ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ
– является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом.

Э.о. направлен на изучение изменений в характере и в процессе усвоения знаний, умений, навыков, на выявление динамики хода усвоения, на изучение знаний и умений в процессе их становления. В психологии профессиональной деятельности Э.о. выявляет наиболее благополучные условия для профессионального обучения.

Э.о. строится как варьирование условий (одно и то же экспериментальное задание предлагается учащимся одной группы, но на разных этапах обучения) или варьирование содержания усваиваемого материала (разные типы учебного содержания, различные формы предъявления задания, способы и приемы выполнения задания и применения знаний в новых условиях и др.). При организации обучающего эксперимента важно уравнять все другие условия, кроме варьируемого. Варьирование условий в Э.о. связано с определенными гипотезами, требующими экспериментальной проверки. Могут варьироваться не одно, а несколько условий, тогда применяется перекрестное сочетание условий (например, один вид ошибки усвоения сочетают с первым путем ее устранения). (Н.А.Менчинская). Э.о. предшествует констатирующий эксперимент, где выявляется исходный фон как продукт предыдущего обучения; за Э.о. следует контрольный эксперимент, где фиксируются сдвиги в знаниях и умениях после обучения.

Э.о. не тождественен формирующему, хотя может перерасти в него. Если Э.о. изучает динамику процесса усвоения, то формирующий эксперимент выявляет динамику процесса развития. Формирующий эксперимент ставит задачу не только анализа условий и этапов усвоения знаний и умений, но и изучения механизмов становления и развития психологических функций под влиянием специально вводимых факторов, формирующий эксперимент является одним из воплощений экспериментально-генетического метода исследования (Л.С.Выготский), суть которого состоит в том, что он воссоздает генетический процесс психического развития, притом застывшую форму психического явления превращает в процесс , выявляет тенденции и направления этого движения.

В психологии профессионализма обучающий и формирующий эксперименты могут состоять в изучении генезиса новообразований профессионального развития, механизма появления новых качеств психики в процессе выполнения трудовой деятельности.



Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ" в других словарях:

  • ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ — См. обучающий эксперимент …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Эксперимент обучающий — (формирующий) при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективность их применения …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • эксперимент формирующий — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Э. ф. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание… …   Большая психологическая энциклопедия

  • обучающий эксперимент — Категория. Форма естественного эксперимента. Специфика. Характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — (англ. educational experiment). Разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого стоит в том, что явление, составляющее предмет изучения, формируется (создается) в условиях обучения. С помощью О. э. определяются не… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Обучающий Эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное …   Психологический словарь

  • Эксперимент — (от лат. experimentum опыт, проба)     в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол. пед.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол. пед.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются в условиях опыта. С помощью О. э. выявляется не столько… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»